COVID-19: Контейнерные перевозки наиболее зависимы от экспорта из Китая
С начала года весь мир следит за развитием событий вокруг вспышки коронавируса в Китае. СМИ активно развивают шумиху и панику, а кто-то панически скупает маски и продукты с прилавков магазинов, готовясь к «корона-кризису». В интервью информационному агентству «АПК-Информ» ассоциированный партнёр компании Global Ocean Link Павел Мирзак рассказал о сложившейся ситуации с контейнерными перевозками на фоне вспышки коронавирусной инфекции COVID-19.
Вспышка коронавируса сильно повлияла на контейнерные перевозки как на одну из самых зависимых отраслей транспорта от китайского экспорта. Промышленные предприятия простаивают и не изготавливают продукцию, которую необходимо отгружать в контейнерах. Из-за отсутствия груза отменяются судозаходы в крупнейшие порты. Это сразу же отражается на ценах фрахта. Формула проста: меньше судов – меньше места – меньше “порожняка” = выше ставки. Ставки фрахта выросли моментально как на импорт, так и на экспорт. Морские перевозчики теряют деньги и пытаются компенсировать потери введением дополнительных надбавок на фрахт. Это негативно сказывается не только на сырьевых рынках, но и на ситуации на рынках готовой продукции. Долгосрочные контракты под угрозой срывов и просрочки. Контейнерные линии массово пересматривают долгосрочные контракты. Также, к сожалению, вспышка коронавируса совпала с переходом всех морских перевозчиков на легкое топливо с марта, и это еще и топливная надбавка к ставке фрахта. Ситуация одинаковая, практически везде. Ставки выросли не только в портах Black Sea и Mediterranean, но и в портах Северной Европы.
Тяжело дать однозначную оценку данной ситуации, так как мы не медики и не вирусологи, но как логисты и как участники международной торговли видим только негативные последствия. Рынки замирают, прекращаются даже регулярные трейды. Это все пока ведет только к потерям. В полной мере последствия оценить пока невозможно.
Выросшие фрахты и надбавки к ним делают аграрную продукцию из Причерноморского региона менее привлекательной, а местами – вовсе неконкурентной. И это касается не только азиатских направлений, но и Ближнего Востока, и Индии, так как эти регионы также обслуживаются Дальневосточными контейнерными сервисами. В марте надбавки к фрахтам у разных контейнерных перевозчиков составили от 50 до 250 $/TEU. При данных ставках такие товары, как зерновые, мука, шрот, отруби, в контейнерах просто не считаются по сравнению с отправкой балком.
Ситуация может исправиться только после того, как китайские производители начнут ритмичные отгрузки на экспорт в контейнерах. Тогда добавятся суда, и предложение по фрахтам нормализуется. Это может случиться только по истечении 25-40 дней после того, как начнутся стабильные отгрузки из Китая, и первые суда будут готовы принять больше экспортных грузов из наших регионов. Однако не стоит забывать о том, что сейчас уже есть дефицит мест и контейнеры с грузом остаются как в портах погрузки, так и в портах трансшипмента. Снежный ком продолжает расти…