Там, где останавливаются грузовики, поезда продолжают движение на польско-украинской границе
Существует несколько маршрутов, которые соединяют Европу с Украиной. Один из них пролегает через Польшу, главную транзитную страну в Западную Европу. Удивительно, но этот маршрут относительно молод, но тем не менее имеет большой потенциал. Например, это мог бы быть новый транзитный маршрут на так называемом «Новом Шёлковом пути».
О перспективах развития данного направления, первых успехах нашей компании, запустившей в начале года регулярный контейнерный сервис из Украины в Западную Европу, а также о многом другом рассказал ассоциированный партнёр компании Global Ocean Link Владимир Гузь нидерландскому порталу RailFreight.
Первые полгода
Совместно с компанией PCC Intermodal наша компания установила регулярное прямое железнодорожное сообщение между Польшей и Украиной в апреле этого года. С тех пор было запущено более 20 поездов в обоих направлениях.
«Мы ожидали большего, но COVID-19 оказал значительное влияние на торговлю между Украиной и Европейским союзомОбъёмы торговли снизились на 20% по сравнению с 2019 годом. Более того, цены на грузоперевозки значительно упали, в то время как именно дорога открывает возможности для новых клиентов. Учитывая эти обстоятельства, результаты пока неплохие», — говорит Гузь.
Преимущества по сравнению с автоперевозками
Железнодорожные перевозки могут стать альтернативой там, где авто- имеет некоторые серьезные ограничения на этом конкретном участке. Во-первых, на польско-украинской границе очень много очередей. «Пересечение границы фурой может занять 3-4 дня, что почти удваивает транзитное время в дороге, тогда как для ж/д нет никаких очередей».
Кроме того, количество поездок на грузовиках зависит от количества разрешений, выданных соответствующими правительствами, и это число никогда не соответствует фактическому спросу. «Во второй половине каждого года возникает серьёзная проблема с наличием транзитных разрешений для обычных грузовиков. В этот период цены на доставку грузовым транспортом вырастают в 1,5-2 раза. Если вместо этого использовать железнодорожное сообщение, то эти цены могут быть стабилизированы на более длительный период времени и отпадёт необходимость в контроле разрешений», — отмечает Владимир.
Пункты назначений
В Мостиску II еженедельно прибывает поезд из Польши. С этого терминала груз распределяется в другие места Украины: на Запад (Хмельницкий), центральную Украину (Киев, Винница) и Восток (Днепр, Харьков).
«На данный момент мы доставляем грузы только в Украину или из неё. Однако на Мостиской II у нас достаточно инфраструктурных объектов, чтобы облегчить и транзитные грузы. Мы надеемся, что эти объёмы транзита скоро придут в Украину».
Трафик «Европа-Китай»
Это вовсе не надуманная идея. Уже некоторое время транзитный маршрут через Украину стоит на повестке дня многих операторов. В последние несколько лет предположение о том, что этот маршрут ненадёжен или подвержен политическим волнениям, опровергается. Было проведено много тестовых поездок, но не многие выбрали польско-украинскую границу для движения между Европой и Китаем.
«В настоящее время наиболее распространённые маршруты проходят через Словакию и Венгрию. Это очень интересные варианты, которые мы тоже рассматриваем. Мы планируем разработать такой маршрут к середине 2021 года, но сначала хотим стабилизировать маршрут Польша-Украина».
О Польше
Между Польшей и Украиной есть три больших пограничных перехода: Изов, Мостиска II и Яготин. Мостиска II — это единственный пограничный пункт, который должным образом облегчает контейнерные перевозки. Изов и Яготин не имеют достаточных инфраструктурных объектов.
«На данный момент мы ищем партнеров для развития Мостиской II. Например, мы хотим восстановить прямую дорогу к контейнерному терминалу. Это должно дать возможность доставлять контейнеры непосредственно из Мостиской II в ближайшие пункты назначения».
Большая возможность
«В долгосрочной перспективе этот маршрут определённо должен стать частью Нового Шёлкового пути. Это большая возможность для нас как страны. Украина могла бы сыграть в этом большую роль. Почти все объёмы сейчас идут через Беларусь. В Украине у нас есть достойные инфраструктурные объекты и сопоставимые цены на перевалку колеи. Я надеюсь, что основные железнодорожные операторы вскоре начнут осуществлять свои новые перевозки по Новому Шёлковому пути через Украину».